Полезные ссылки
"НАРКОМ" - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРГАНЫ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ - НАВСТРЕЧУ ДЕТЯМ УСЫНОВИТЬ.РУ УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Уполномоченный по правам ребёнка в Республике Бурятия (egov-buryatia.ru), Официальный портал Республики Бурятия ВПН-2020 | Всероссийская перепись населения (strana2020.ru)Школа подготовки замещающих семей
Цель школы подготовки замещающих семей - содействие развитию приоритетных форм жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья.
Школа подготовки замещающих родителей является курсами компетенции для родителей, планирующих взять приемного ребенка или уже имеющих приемных детей. Ориентирована на российских граждан, постоянно проживающих в России.
Программа Школы рассчитана на 40,5 ч.
Форма обучения: очно-заочная
Последовательность:
- Личное знакомство – индивидуальная беседа.
- Психологическая диагностика, стандартизированное интервью
- Индивидуальные занятия, занятия в парах(семья)
- Домашнее задание (самостоятельное изучение лекций, творческие задания)
- Устный экзамен, собеседование
В нашей школе вы сможете:
- Реально оценить собственные силы и оценить возможности принятия ребенка в семью.
- Узнать какие возникают сложности и как их избежать во время оформления документов и когда ребенок уже в семье.
- Узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования
- Понять, что происходит в процессе адаптации ребенка в семье и научиться понимать поведение детей.
- Познакомиться с педагогическими и психотерапевтическими приемами компенсации отрицательного опыта о моральных травм у детей.
Принципы работы Школы:
- Система подготовки не является набором универсальных рецептов и беспроигрышных советов для каждого случая, но позволяет обучаемому самому научиться разбираться в ситуации и квалифицированно выбирать оптимальные решения, подходящие для конкретной ситуации.
- Полученные в ходе встреч и обучения личные данные о слушателях, их семьях и детях являются конфиденциальными и не передаются третьим лицам.
- Слушатели получают по окончанию учебы свидетельство, подтверждающее, что они прослушали соответствующие разделы курсов. Свидетельство является государственным документом.
Поддержка слушателей по окончанию учебы:
- Предоставление новых материалов, копирование документов, распечатка, очные консультации специалистов по установленным дням.
- Приглашение на праздник-встречу замещающих родителей.
- В сложных случаях возможен выезд специалиста в семью.
Школа подготовки замещающих родителей.
Обучение в Школе для замещающих родителей – это возможность оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка. Опыт показывает, что проведение подготовительных занятий с семьями до того, как они возьмут к себе ребенка, положительно отражается на результатах: уменьшается число неудачных попыток образования замещающей семьи, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в новую семью и его дальнейшего воспитания. Программа подготовки замещающим родителям научит лучше понимать причины поведения ребенка, осознать собственную готовность к созданию замещающей семьи.
Приглашаем всех, кто решил принять в семью ребенка или уже воспитывает приемных детей!
Адрес: Республика Бурятия, Бичурский район, село Бичура, ул. Соломенникова, 8
тел. 8(30133)41-2-45
Контактное лицо: Курикалова Анастасия Сергеевна, тел.89835331675 (вайбер, телеграмм), 89516297537
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения:
I.Пояснительная записка
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей создана на основе программы утвержденной приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия №315 от 01 июня 2016г.
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее подготовка), определяет структуру программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить/удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью.
Цель программы - обеспечить психолог-педагогическую и правовую подготовку кандидатов в приемные родители, для формирования социально-психологической готовности граждан к принятию в семью ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, снижение риска отказов от воспитания и формирование навыков, необходимых для успешного воспитания и социализации ребенка (детей).
Основные задачи программы:
- ознакомить слушателей с основными психологическими, медицинскими и юридическими аспектами, связанными с приемом в семью ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей;
- помочь кандидатам в приемные родители, разобраться в мотивах принятия решения о приеме ребенка (детей) в семью, личных и семейных ресурсах, психологической готовности к приему ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, на воспитание, в осознании реальных проблем и трудностей, которые могут возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка (приемных детей);
- помочь кандидатам в приемные родители определиться с формой семейного устройства в соответствии с имеющимися у слушателей ресурсами семейной ситуаций;
- повысить уровень родительской компетенции в вопросах содержания и воспитания ребенка (детей), принятого на воспитание в семью в том числе в ходе процесса адаптации ребенка в семье и в процессе прохождения им возрастных кризисов развития для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
- предоставить информацию о возможности получения помощи от сопровождения в организациях, оказывающих социальные услуги.
Ожидаемые результаты:
- осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов в процессе принятия решения стать семьей ребенку, оставшемуся без попечения родителей;
- способствование осознанному восприятию приемными родителями факта появления ребенка в семье;
- сформированность у кандидатов в приемные родители четких представлений об особенностях ребенка-сироты и процесса адаптации его в замещающей семье;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности приемных родителей;
- грамотная родительская позиция (наличие свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации) кандидатов в приемные родители в вопросах воспитания и формирования привязанности у приемного в семью ребенка, его взаимосвязи с биологической семьей;
- развитие способности у кандидатов в приемные родители применять полученные теоретические знания на практике;
- понимание приемными родителями причин возникающих проблем и умение находить пути решения.
Программа осваивается по очно-заочной форме обучения с использование дистанционных методов обучения.
Общая трудоемкость Программы составляет 40.5 академических часов.
II.Учебно-тематический план
№ |
Название раздела |
Количество академических часов | ||
Всего часов |
Лекции |
Практические часы | ||
1 |
Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители в т.ч.: - индивидуальное собеседование (структурированное интервью); - диагностика личностных качеств и определение потенциала семьи. |
5 |
2 |
3 |
2 |
Проблема подбора семьи. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей.
|
7,5 |
7,5 |
0 |
3 |
Этапы и особенности развития ребенка. |
2,5 |
2,5 |
0 |
4 |
Жестокое обращение с ребенком и его последствия |
4 |
4 |
0 |
5 |
Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия от разрыва с кровной семьей. |
7,5 |
7,5 |
0 |
6 |
Представление о семье как о развивающей системе. Роль семьи в обеспечении и потребностей ребенка |
4,5 |
4,5 |
0 |
7 |
Адаптация ребенка в приемной семье |
4,5 |
4,5 |
0 |
8 |
Особенности полового воспитания приемного ребенка |
2 |
2 |
0 |
9 |
"Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным поведением" ребенка |
3,5 |
1 |
2 |
10 |
Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям |
1 |
0 |
1 |
11 |
Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в замещающие родители |
1 |
0 |
1 |
12 |
Итоговая аттестация |
1 |
0 |
1 |
Итого |
40,5 |
32,5 |
8 |
III.Темы программы
Тема 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Процесс и этапы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Гигиенические требования по уходу за ребенком и требования к организации питания.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей после устройства ребенка.
Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в замещающей семье. Основы безопасного воспитания ребенка.
Организация контроля за воспитанием ребенка в замещающей семье.
Структурированное интервью на тему «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей» проводится по завершении темы 1 по желанию кандидатов в приемные родители.
Тема 2. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка.
Компетенции (ценности, знания, умения) по его воспитанию и понятие о мотивации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Проблема подбора семьи и ребенка (чувства лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей.
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать.
Оценка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечивать потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенностей семейной системы.
Компетенции лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
Знания и умения, необходимые лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Тема 3. Особенности развития ребенка
Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.
Тема 4. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка
Виды жесткого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.
Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.
Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностямb развития.
Оценка лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тема 5. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).
Понятия «горе» и «потеря» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешение чувств, депрессия, принятие).
Тема 7. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка
Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, совместно с членами их семьи.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
Стабильность семейных отношений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможность их развития.
Обсуждение с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, распределения ролей в семье.
Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. «Система поддержки» и ресурсы семьи.
Личная и семейная ситуация лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в семью.
Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
Опыт воспитания родных и усыновленных, опекаемых детей в семье лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Понимание всеми членами семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Роль сотрудничества членов семей, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в процессе обучения воспитания ребенка.
Тема 7. Адаптация ребенка в замещающей семье
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают усыновители, опекуны, приемные родители в связи с появлением в семье усыновленного, опекаемого, приемного ребенка.
Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка.
Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы развития в восприятии поступков родного и усыновленного, опекаемого, приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя усыновленными, опекаемыми, приемными и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление «трудного» поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности.
Возможные последствия сохранения (не сохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.
Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
Понятие о методике «Книга жизни ребенка» и ее составление опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении «Книги жизни ребенка».
Тема 8. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка.
Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.
Половое воспитание в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной эффективности в юношеском возрасте.
Защита ребенка от сексуального насилия.
Тема 9. «Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, адекватное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы борьбы с ними.
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.
Формирование моральных норм у ребенка. Причины усвоения ребенком этнических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Тема 10. Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям
Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые основания для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от формы семейного устройства.
Перечень документов, представляемых лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители.
Права и обязанности кандидатов в замещающие родители.
Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
Поиск и выбор ребенка для устройства его в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семьи граждан, в зависимости от формы семейного устройства.
Возмездные и безвозмездные виды опеки: приемная и опекунская семья, их различия. Права опекуна (попечителя), приемного родителя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной и опекунской семьи, льготы.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача в заявления суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Перечень документов, передаваемых замещающей семье учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом опеки и попечительства.
Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Защита личных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществлении помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного на воспитание в семью.
Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).
Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные формы.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Ответственность опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции.
Тема 14. Подведение итогов освоения курса программы, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью. Итоговая аттестация (собеседывание).
Обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.
Оценка степени освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Совместное освоение итогового заключения о готовности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему ребенка на воспитание.
IY. Ожидаемые результаты
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
-о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
-об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
-о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
-о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
-о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
-о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:
-свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
-закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
-важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
-причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
-о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
-этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
-особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
-о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
-возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
-использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
-видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
-рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
-выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
-осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
-быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
-предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
-оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
-преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
-прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
-понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
-оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
-быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
-ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
-заботиться о здоровье ребенка;
-соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
-понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Y.Список литературы
- Абросова, Л. М. Настольная книга приемного родителя [Текст] / Л.М. Абросова, Н.Б. Девоян, Н.Д. Игнатьева, Д.Г. Пирогов, О.В. Суковатова. — СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. — 128 с.:
- Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье [Текст ] / Л.С. Алексеева // Социологические исследования. - 2003. - №4. - 111 с.
Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М.А. Аралова. - М.: ТЦ Сфера. – 2010. – 272 с. - Брутман, В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.
- Вараева, Н.В. Некоторые аспекты развития самосознания ребенка в условиях социально-реабилитационного центра и направления реабилитационной работы. Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2006.
- Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 4–е издание, переработанное». – СПб.: Питер. - 2009. – 58 с.
- Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2004. - 64 с.
- Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007.
Губина, Т.В. Принять ребенка из детского дома. Информация для принимающих родителей [Текст] / Т.В. Губина. – М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. – 148 с. - Дерябина, В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье [Текст] / В.В. Дерябина. – М.: НОВУВ ПО «СФГА», ООО «Вариант». – 2010. – 24 с.
- Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф -сервис, 1998.
- Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи// Возрастные особенности психического развития детей. М., 2000.
- Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000.
Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт): учебное пособие. Чебоксары, 1999. - Жамкочьян М. Как говорить с детьми, чтобы они нас слышали// Педология. №8, 2001.
- Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации [Текст] / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. - СПб.: Речь. - 2003. - 248 с.
- Капилина (Пичугина), М.В. Методические рекомендации по реабилитационной работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в системе семейного устройства. Статьи для специалистов и приемных родителей [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т. Д. Панюшева. – М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. – 304 с.
- Капилина (Пичугина), М.В. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т.Д. Панюшева. – М.: Никея, 2015. – 432 с.
- Козлова, Г.Л. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения [Текст] / Г.Л. Козлова, Л.Н. Мирейчик, М.В. Пряхина. - 2003. - 76 с.
Копытин, А.И. Арт-терапия жертв насилия [Текст] / Сост. А. И. Копытин. - М: Психоте¬рапия. - 2009. - 144 с: ил. - Корельская, Н.Г. «Особенная» семья – «Особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии Советский спорт, 2003 г. 232
Крылова, Т.А. Система психологического сопровождения детей группы риска [Текст] / Т.А. Крылова // Справочник педагога-психолога (школа). - №3. 2013. – 80 с. - Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа// Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1999.
- Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1998.
- Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. - СПб.: Речь. - 2004. - 154с.
- Насилие над детьми в семье как психолого-педагогическая и социальная проблема. Работа образовательного учреждения по профилактике насилия над детьми в семье [Электронный ресурс]
- Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. завед./ Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Владос-Пресс, 2004.
- Петрановская, Л.В. Минус один? Плюс один! Приемный ребенок в семье [Текст] / Л.В. Петрановская. – СПб: Питер, 2015 – 160 с.
Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2004. - 368 с. - Преодоление трудностей социализации детей-сирот/ Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 2006.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Дети без семьи. М.: Педагогика, 1999.
Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга)/ Под ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2000 - Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов /под ред. С.М. Безух, С.С. Лебедевой. СПб.: Речь, 2007.
Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - Пятницкая, Е.В. Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим психотравмирующие события [Текст] / Е.В. Пятницкая. – М.: Николаев. – 2009. – 68 с.
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015)Хрусталькова, Н. А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01 [Текст] / Н.А. Хрусталькова; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева]. - Саранск, 2009. - 489 с.
- Сельчёнок, К.В. Психология экстремальных ситуаций [Текст] / К.В. Сельчёнок, А.Е. Тарас. – М.: АСТ. - 2000 – 480 с.
- Сидорова Л.К. Роль ППМС-центров в предупреждении социального сиротства и безнадзорности. // Комплексное обеспечение индивидуально-личностного развития воспитанников детского возраста. СПб.: 2000.
- Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье [Электронный ресурс]
- Фромм А. Азбука для родителей. М.: «Знание», 1998.
- Шапиро, Е.И. Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3-х лет. Консультации психолога [Текст] / Е.И. Шапиро. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 16 с.
Приказ Министерства социальной защиты населения РБ №315 от 01.06.2016г.
Приложение №1
к приказу Министерства
социальной защиты населения
Республики Бурятия
от «27» августа 2020 № 673
Приложение № 1
к Программе подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей,
утвержденной приказом
Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия
от 01.06.2016 № 315
Дополнительная модульная программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оставшегося без попечения родителей
1.Учебно - тематический план
№ |
Название раздела |
Количество академических часов | |||
всего часов |
из них | ||||
лекции |
практические групповые занятия (тренинги) |
практические индивидуальные занятия (тренинги) | |||
1. |
Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ. |
3 |
1 |
|
2 |
2. |
Виды и характер нарушений. Особенности заболевания (протекание, реабилитация, первая помощь, рекомендации по лечению) |
2 |
1 |
|
1 |
3. |
Всего часов |
5 |
2 |
|
3 |
2.Содержание дополнительной модульной программы
Раздел 1. Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ,», включающий изучение следующих тем:
- общая характеристика нарушений психофизического развития детей;
- компенсаторные возможности;
- ожидания приемных родителей и реальность.
- проблемы родителей, имеющих ребенка с ОВЗ;
- особенности воспитания ребенка с ОВЗ в семье;
- социокультурная интеграция и адаптация ребенка с ОВЗ в социуме;
- ресурсная семья для воспитания ребенка-сироты с ОВЗ.
Раздел 2. Виды и характер нарушений », включающий изучение следующих тем:
- о собенности заболевания (протекание, реабилитация, первая помощь, рекомендации по лечению);
- о собенности, возможности и способы социализации, реабилитации, обучения ребенка.
Приложение №2
к приказу Министерства
социальной защиты населения
Республики Бурятия
от «27» августа 2020 № 673
Приложение № 2
к Программе подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей,
утвержденной приказом
Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия
от 01.06.2016 № 315
Дополнительная модульная программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка подросткового возраста, оставшегося без попечения родителей
1.Учебно - тематический план
№ |
Название раздела |
Количество академических часов | |||
всего часов |
из них | ||||
лекции |
практические групповые занятия (тренинги) |
практические индивидуальные занятия (тренинги) | |||
1.
|
Подростковый возраст и связанные с ним трудности. Взаимодействие родителей с подростками. |
2 |
1 |
1 |
|
2. |
Мотивация и установки замещающих родителей при приеме в семью подростка. |
2 |
1 |
1 |
|
3.
|
Ресурсность семьи для приема подростков. |
2 |
1 |
|
1 |
4 |
Всего часов |
6 |
3 |
2 |
1 |
2.Содержание дополнительной модульной программы
Раздел 1. Подростковый возраст и связанные с ним трудности », включающий изучение следующих тем:
- общая характеристика подросткового возраста;
- социальная ситуация развития;
- специфика межличностных отношений подростка со взрослыми и сверстниками;
- кризис подросткового возраста;
- кризис идентичности, основные новообразования возраста.
- «Чувство взрослости» как показатель основного новообразования подросткового возраста и как форма самосознания.
Раздел 2. Мотивация и установки замещающих родителей при приеме в семью подростка. », включающий изучение следующих тем:
- мотивация и потребности подростка при согласии/несогласии жить в приемной семье;
- особенности принятия в семью подростка-сироты;
- принятие жизненного опыта подростка-сироты.
Раздел 3. Ресурсность семьи для приема подростков», включающий изучение следующих тем:
- самооценка ресурсности замещающей семьи;
- четкая ролевая структура семьи;
- четкая иерархия, сохранность подсистем;
- четкие семейные правила, согласованность и последовательность решений и действий родителей.
Приложение №3
к приказу Министерства
социальной защиты населения
Республики Бурятия
от «27» августа 2020 № 673
Приложение № 3
к Программе подготовки лиц,
желающих принять на воспитание в свою семью ребенка,
оставшегося без попечения родителей,
утвержденной приказом
Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия
от 01.06.2016 № 315
Дополнительная модульная программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей- сиблингов, оставшихся без попечения родителей
1.Учебно - тематический план
№ |
Название раздела |
Количество академических часов | |||
всего часов |
из них | ||||
лекции |
практичес кие групповые занятия (тренинги) |
практичес кие индиви дуальные занятия (тренинги) | |||
1. |
Особенности сиблинговых отношений и их формирование |
1 |
1 |
|
|
2. |
Особенности адаптации и формирования эмоционально-близких родственных отношений у сиблингов |
2 |
1 |
1 |
|
3. |
Ресурсные семьи для приема сиблингов-сиро сирот |
1 |
|
|
1 |
4 |
Всего часов |
4 |
2 |
1 |
1 |
2.Содержание дополнительной модульной программы
Раздел 1. Особенности сиблинговых отношений и их формирование », включающий изучение следующих тем:
- кого называют сиблингами, формирование сиблинговых отношений;
- сиблинговые отношения и конфликты;
- отношение сиблингов к совместному помещению в семью;
- плюсы совместного помещения сиблингов в семью;
- отличие в поведении сиблингов-сирот в замещающей семье.
Раздел 2. Особенности адаптации и формирования эмоционально-близких родственных отношений у сиблингов », включающий изучение следующих тем:
- факторы, влияющие на адаптацию сиблингов в новой семье;
- трудности интеграции сиблингов-сирот в замещающей семье;
- совместное помещение сиблингов-сирот в семью как условие их позитивного развития;
- отличия в поведении сиблингов-сирот в замещающей семье.
Раздел 3. Ресурсные семьи для приема сиблингов-сирот », включающий изучение следующих тем:
- самооценка ресурсности замещающей семьи;
- наличие личного опыта проживания в многодетной или расширенной семье, успешный собственный опыт воспитания кровных сиблингов;
- четкая ролевая структура семьи, стабильность семейных отношений, продуманная организация жизни и быта, открытость границ семьи;
- стрессоустойчивость семьи.